+7 495 923-65-36

+7 985 923-65-36

Большой Детский Хор имени Виктора Попова
Национальное достояние. Детские голоса России

Воспоминания композитора Вл. И. Рубина о БДХ и его создателе

Воспоминания композитора Вл. И. Рубина о БДХ и его создателе

ЗНАКОМСТВО.

Я познакомился с Виктором Сергеевичем в связи с только написанными десятью хоровыми поэмами «Первый снег», которые представляют собой что-то вроде небольшой антологии русской поэзии от Пушкина до народных текстов. Познакомил нас Александр Александрович Юрлов – советский хоровой дирижёр, музыкальный и общественный деятель, художественный руководитель и главный дирижёр Республиканской русской хоровой капеллы, которая ныне носит его имя. С Юрловым мы не только очень хорошо и крепко дружили, но и творчески сотрудничали.

Когда зашла речь о том, какому коллективу исполнить моё новое сочинение, Александр Александрович мне рекомендовал познакомиться с Виктором Поповым. Юрлов очень много доброго и серьёзного сделал для Виктора Сергеевича, был его старшим другом, товарищем, наставником. Они даже жили некоторое время у Александра Александровича. И вот Витя пришёл ко мне знакомиться. У него есть описание, как мы встретились, я не буду повторяться. Но тогда он слушал мои сочинения и говорил, как ему казалось, что это неисполнимо. Результатом долгих разговоров, объяснений и другой работы над поэмой «Первый снег» стала замечательная запись этого сочинения, сделанная в 1974г. Большим детским хором под управлением В. С. Попова.

Драматургия жизни непредсказуема, иногда прекрасна, иногда трагична. Премьера моих десяти поэм в исполнении хора Попова должна была состояться в 1973 в Малом зале консерватории, но совпала со смертью Александра Александровича, и была, естественно, отложена. Он нас познакомил и ушёл… С первого момента знакомства с Виктором Сергеевичем и его коллективами навсегда завязалась наша дружба и крепкое творческое содружество. Попов был одним из самых моих доверительных и искренних друзей, сотрудников. Мы дружили и семьями, отношения перешли в бытовую сферу. Очень дорога мне наша дружба, за всё время никогда ничем не омрачённая.

БОЛЬШОЙ ДЕТСКИЙ ХОР -ИНСТРУМЕНТ ПРОПАГАНДЫ.

Большой детский хор, как инструмент пропаганды на радио и телевидении, был во многом связан с идеологией того времени, пионерской организацией, комсомолом и т.д. Но за счёт некоторой моей композиторской индивидуальности, индивидуальности Виктора Сергеевича очень расширился тематический круг сочинений, им исполняемых. Я сейчас не говорю об их технических трудностях, но о круге образов, связанных с жизнью.
Искусство советского времени – это не пустыня. В первую очередь Россия – страна литературно – центричная. Томас Манн замечательно сказал: «Святая русская литература». Я писал музыку, опираясь на слово, глубоко его чувствуя, и моим единомышленником был Виктор Сергеевич. С Большим детским хором он исполнил не только множество детских и пионерских песен, но и глубокие музыкальные сочинения на серьёзные тексты.

СТИХИЯ НАРОДНОГО СЛОВА

Большим детским хором был исполнен цикл «Весенние песни» на народные слова. Надо сказать, что у нас с Виктором Сергеевичем очень совпадало внутреннее отношение к народным словам. Народные тексты – это совершенно удивительная, изысканная, исключительной тонкости поэзия. Она шлифуется годами, как морской камень морской водой, причудливо, интересно, непредсказуемо, неслыханно разнообразно лексически, потому что берёт из самой жизни гигантское количество словесных определений. Иногда тексты столь изысканы, что никакой самый рафинированный поэт мира искусства не может себе такого разрешить и сочинить. Здесь у нас с Виктором Сергеевичем было полное единодушие, восторг перед стихией народного слова. Он исполнил очень много моих сочинений на народные слова – цикл «Весенние песни», кантата «Девичьи напевы», «Веснянки». Я приходил на занятия к Попову в школу в Дегтярный переулок, мы много объясняли участникам хора, что значит красота такого слова. Перед ними стояла и образная и исполнительская сложность.
Между прочим, очень стимулировало интерес к сочинениям с народным характером – международное признание. С Виктором Сергеевичем получили, он за хор, я за музыку, четыре золотые медали на международных конкурсах. Причём музыка везде была оригинальная, я не цитировал народное мелодическое начало, брал только её словесную форму. Виктор Сергеевич как-то удивительно тонко вникал в мои замыслы, и мы становились совершенными единомышленниками. Здесь надо отметить ещё его талант.

ТАЛАНТ

Это очень редкое качество. Способности есть у многих, талант встречается редко. Виктор Сергеевич был музыкальный талант. Его репетиции, его отношение к музыке – всё было пронизано необычайной талантливостью, то есть заинтересованностью, неслыханной убедительностью собственного ощущения и умения передать это хору и оттуда вытянуть эквивалент своего замысла. И надо сказать, что «Десять поэм», которые написаны на стихи Пушкина, Лермонтова, Тютчева, Некрасова, Блока, Твардовского – цвет русской и советской поэзии – свои гармонические и принципиальные убеждения закончил народными словами: «Кому песню поём, тому сбудется!». Это как бы гимн высокой профессии музыканта. Поэзия, мне представляется, колоссально обогащала молодых исполнителей. Соприкосновение с этой россыпью человеческого ощущения мира – глубочайшее, это страшно. Кроме того, страшно воздействует на развитие души как таковой, освобождая её от налёта повседневности, не всегда, мягко выражаясь, возвышенного. Это была одна линия наших взаимоотношений. Но этим далеко не исчерпывалась.

ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ ПОЭЗИИ

Другая линия – поэзия. Даже сейчас наше содружество, на пафосе большой дистанции (прошло более сорока лет), мы никогда не обращались к сочинениям «на злобу дня». Интересовало ощущение непосредственно времени. Всё это постигалось через призму поэзии, искусства более обобщённого. Это связано с тем, что были большие возможности сопрягаться со временем, прекрасными композиторами. Участники Большого детского хора пели, конечно, и о сегодняшнем дне. Это носило чрезвычайно демократичный, общедоступный, естественный характер, было связано с непосредственной жизнью. Но этим репертуар далеко не исчерпывался. Я, помню, написал кантату для хора, трёх флейт и ударных на стихи замечательного поэта Николая Заболоцкого. Эта поэзия, настоянная на большой культуре, на большом таланте, на большом воображении. Так мы с Виктором Сергеевичем с другой стороны подходили к молодым исполнителям, а именно с точки зрения цивилизованного большого поэтического искусства. Исполнялась эта кантата, как и цикл Десяти хоровых поэм на стихи русских поэтов, о котором я уже говорил, очень много. Хор ездил по всему Советскому Союзу, Европе, Америке, Японии, у хора были очень тесные контакты со слушателями любой страны, несмотря на то, что исполнялось большинство сочинений на русском языке.

ХРИСТИАНСКАЯ ТЕМАТИКА

Надо сказать, мы и с третьей линии сотрудничали. С линией религиозной, связанной с христианством. Большой детский хор Попова – первый коллектив, который исполнил мой духовный концерт для хора, флейты и арфы «Звезда Рождества». Первая часть – «Перед рассветом», вторая – «Рождение Христа» и третья – «Славление Христа». В то время это было не так легко исполнить. Религиозная тематика была чрезвычайно не в чести. Сейчас религиозная тематика претерпела метаморфозы, даже слишком в чести, потеряла свою неслыханную свежесть. Но тогда, к сожалению, третью часть, финал, невозможно было исполнить, потому что он был написан на текст Евангелия. В советские годы в духовных сочинениях было принято переписывать слова на тему природы, писать, как поют птички, журчат ручейки и светит солнышко. Это коснулось и моего Концерта, который был исполнен в несколько изуродованном виде. Но сохранилась, вам скажу, восторженная реакция выдающегося певца и очень религиозного человека, Ивана Козловского, который присутствовал на премьере. Однако Виктор Сергеевич был человек очень упорный, и когда все мы перешли в иную политическую категорию, он исполнил Концерт уже в первоначальном виде. Первое же исполнения Концерта, как и большинство мною написанных произведений, принадлежит Большому детскому хору. Повторюсь, что у нас были серьёзные художественные и психологические связи.
Я ездил с Виктором Сергеевичем на некоторые гастроли. В Свердловске он организовал мои авторские вечера. Ездили в Германию, во Францию. Там он исполнял мои духовные сочинения.
Вообще, он был человек закрытый, но это, надо сказать, в силу обстоятельств, которые были поставлены жизнью людям того времени. Однако Виктор Сергеевич был религиозный человек, хотя открывалось это только в дружеских, частных проявлениях. Подтверждением тому служит то, что он с хором всегда много исполнял духовной музыки. В то время хор, да ещё и центрального радио и телевидения, находился под особым, политическим контролем, а он не побоялся исполнить моё огромное «Светлое воскресение».

ХОР – ЭТО ИНСТРУМЕНТ

Виктор Сергеевич – выдающийся музыкант, удивительный мастер. Одно только его детище – Большой детский хор – целое явление, особенность которого во внутреннем ощущении жизни. Коллектив чрезвычайно омузыкален Виктором Сергеевичем. Многие сочинения, за которые он брался, казалось, невозможно исполнить. А у него получалось. Дело было не в технических сложностях, а во внутреннем ощущении того, что ты поёшь. На это понимание естественно ложатся уже и технические нюансы. Хор – это инструмент, на котором играет хормейстер. Бывает, что плохой музыкант играет на хорошем инструменте, но ничего не получается. Виктор Сергеевич сделал хор хорошим инструментом, потому что замечательно на нём играл. Виктор Попов ставил серьёзные художественные задачи, звуковые, образные. Не увлекался игрой, сценическими движениями хористов, для этого специально был создан танцевальный ансамбль. А его хор отвечал за высокохудожественное музыкальное исполнение. Попов – человек серьёзного, крупного музыкального отношения к себе. Коллектив научил такому мастерству, такой музыкальной хватке, что было достаточно двух репетиций – и новое сочинение уже понято, выучено, всё в нём на месте.

ХОР – ПРАЧЕЧНАЯ ДУШИ

У Александра Александровича Юрлова была мечта устраивать грандиозные русские хоровые праздники во всех городах России. Он стал председателем хорового общества, а Виктор Сергеевич ему очень помогал. Они были единомышленниками. Необходимо именно таким образом, через музыку, национальное пение устроить для России грандиозную прачечную души. И здесь очень ценно существование Виктора Сергеевича, его хора. И хотелось бы надеяться, что сподвижники, а они всегда есть, будут поддерживать и развивать важные и главные идеи выдающегося музыканта Виктора Попова.

С УХОДОМ ПОПОВА ЗАВЕРШИЛАСЬ ЭПОХА

Большой детский хор Попова – только один пример его грандиозной музыкальной деятельности. Я считаю, с уходом Виктора Сергеевича завершилась эпоха. Каждая эпоха имеет свои границы. Сейчас хоровая культура потихоньку истощается. Но этого нельзя допускать. Эо всё равно, как лишить ребёнка самого необходимого для его полноценного развития и роста. Говорят, что соборность изживает себя, уступая место индивидуальности. Изживает себя стадность, но не соборность. Сейчас не хватает культуры, гармонии внутри человека, а хоровая культура именно эту гармонию предполагает, способствует ей.
2012 год
tagformat - сайт под ключ